На первом этапе командных состязаний по направлению «Проектирование и моделирование» участникам было необходимо разработать в системе Autodesk Revit BIM-модель научно-исследовательского корпуса СПбПУ.
На втором этапе участники с применением CFD-моделирования в системе Autodesk CFD должны были перекомпоновать обстановку учебных или офисных помещений для снижения риска распространения инфекции среди учеников, студентов и сотрудников.
В связи с последними событиями в мире вопрос защиты людей от различных инфекционных заболеваний встаёт особо остро. Возникает необходимость проектировать новые здания и модернизировать существующие с новым подходом. Основной задачей нашей работы является моделирование воздушных потоков в существующем помещении таким образом, чтобы минимизировать риск распространения инфекции. Также необходимо выполнить эту задачу, затратив минимально возможное количество денежных средств. Для нахождения оптимального решения были поставлены следующие цели:
Изначально мы должны понять, по каким критериям можно проанализировать помещение в плоскости защиты от распространения вирусных заболеваний. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, люди должны находиться минимум в метре друг от друга в общественных местах. Роспотребнадзор предъявляет ещё более жёсткие условия пребывания людей в помещении: необходимо соблюдать дистанцию в 1.5 метра. Таким образом, первое требование к исследуемому помещению – расстояние между сотрудниками. На этом прямые задокументированные указания по поводу планировки заканчиваются. Для определения второго критерия мы обратились к исследованиям врачей вирусных инфекций. Источники заражения могут передаваться воздушно-капельными путём. А такая инфекция, как коронавирус, тяжелее воздуха, следовательно, нужно преградить прямой путь между людьми в помещении. Опираясь на программный комплекс, который может смоделировать движение воздушных потоков от приточной вентиляции до вытяжки, мы сформировали второй критерий. Его суть заключается в расположении рабочих мест таким образом, чтобы траектория движения воздуха не пересекала сразу 2х человек. Выполнив это требование, мы добьёмся того, что человек не заразит коллег.
При исходной расстановке мебели в заданном помещении расстояние в 1.5 метра между сотрудниками соблюдено. Результат расчетов, в которых наборы трассировок частиц соответствуют местам размещения людей (агентов № 1-10), указывают на то, что исходное размещение людей в заданном помещении не является безопасным в условиях наличия вероятности распространения инфекции.
В 8 из 10 случаев воздушные потоки имеют траекторию, проходящую через несколько агентов сразу, что является недопустимым с точки зрения сформированных требований и критериев безопасности.
Результат расчетов, в которых наборы трассировок частиц соответствуют местам размещения людей (агентов № 1-10), показывают эффективность установки защитных экранов и двух вентиляционных отверстий, а также частичной перестановки. В идее данного варианта лежит симметричность расположения вентиляций и отверстий по оси кабинетов
Во всех десяти наборах трассировок, воздушный поток, проходящий через какого-либо агента, не попадал своей траекторией на места расположения других агентов.
Таким образом, вероятность распространения инфекции сокращается к минимуму.
Расстояния между людьми отвечает требованиям Роспотребнадзора и составляет не менее 1,5 метра.
Отсутствие пересечения траекторий воздушного потока сразу нескольких агентов приведены ниже в таблице 3.
В финальной части состязания было необходимо с применением системы имитационного моделирования AnyLogic смоделировать движение потоков людей в различных сценариях и предложить решения по повышению уровня безопасности. Участники предлагали свои решения, основываясь на рекомендациях Роспотребнадзора, ВОЗ и результатах собственных исследований
В 2020 году случилась пандемия COVID-19, оставив след в каждой сфере жизни людей. Образование не стало исключением: школьники прекратили посещать школы из-за вероятности заболеть. В ближайшее время образовательные учереждения снова откроются, а значит, необходимо разработать модели поведение людей в нынешних условиях.И сделать это таким образом, чтобы исключить или хотя бы минимизировать вероятность распространения инфекции. Основной задачей нашей работы является проведение имитационного моделирования в программной системе AnyLogic. Целью данного моделирования является формирование решений по снижению концентрации людей в рассматриваемых областях для повышения устойчивости организации к распространению COVID-19. Нами были получены 4 сценария развития событий, для которых нужно построить имитационную модель: вход, перемена, столовая и эвакуация. Для решения задачи необходимо выполнить следующие пункты:
Количество прибывающих учеников невозможно распределить без образования длинных очередей и скоплений. Причем какие-либо точечные меры также не смогли принести результат. Поэтому было принято решение разграничение прибытия учеников пополам со сдвигом на час. Дальнейшим нашим действием было моделирование прибытия 1 смены учеников. Самым долгим местом пребывания при входе является гардероб. Согласно пункту технического задания ученики должны находиться в гардеробе на протяжении 5 минут. Поэтому для оптимизации притока учеников было выделено 75 человек, которые прибывают в гардероб в первую очередь. Предполагается, что это ученики 11 класса.
Спустя 3 минуты 20 секунд начинают прибывать остальные ученики с интенсивностью 13.5 учеников в минуту. Также были введены меры по разграничению потока во дворе школы, чтобы минимизировать контакты учеников. Чтобы люди не толпились перед гардеробом, была введена зона ожидания, в которой находятся ученики при заполненном гардеробе
Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что оптимальным вариантом будет разделение учеников на 2 смены с разницей во времени прибытия на час. Данная мера позволит минимизировать риск передачи инфекции. Если пытаться организовать вход всех учеников в течение одного часа, то риск заразиться возрастает в несколько раз. Оптимальное количество прибывающих людей равняется 700.
. Следующим действием было введение ограничений и условий в план в соответствии со сценарием. Данная пояснительная записка выполнена для задания «Перемена»». Предполагаются следующие действия по снижению концентрации людей:
Следующим пунктом проработки задачи является задание условий, прописанных в техническом задании и запуск модели. Ученики должны в течение первых 3 минут выйти из кабинетов и направиться в зону ожидания перед следующим уроком. Общее время перемены – 15 минут. В последние 3 минуты ученики должны проследовать в свои учебные кабинеты. Далее представлены рисунки области моделирования:
Мы видим, что происходит огромное превышение допустимой концентрации людей в коридорах. Также отведённого времени не хватает для полноценного отдыха людей и перемещения в нужный кабинет.
Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что данный вариант перемещения учеников по классам подвергает их опасности заразиться. Суть проблемы заключается в перемещении людей между этажами, порой проходить необходимо больше 2 пролётов. Для оптимизации работы школы необходимо сократить до минимума вертикальное перемещение школьников, по возможности проводить все занятия для 1 класса на одном, максимум двух этажах. Таким образом, с помощью имитационного моделирования в программной системе AnyLogic удалось выявить невозможность решения задачи по снижению концентрации людей в рассматриваемых областях для повышения устойчивости организации к распространению COVID-19